Тибетская медицина зародилась более четырех тысячелетий и берет свое начало в самых древних истоках развития нашей цивилизации. Это система практических знаний о человеке, о взаимосвязи между телом, умом и душой. Теоретические взгляды тибетской медицины основаны на учении об универсальных основах Инь-Ян и балансе трёх жизненных сил. В окружающем нас мире всё представляет единую систему этих двух противоположностей (точнее двух полюсов или активностей): тепло и холод, полнота и пустота, день и ночь, активное и пассивное, мужское и женское, энергетичность и магнетизм. Энергии Инь и Ян также, как и в природе, формируют в организме человека основные базовые регулирующие системы - жизненные начала (Доши). Равновесие и гармоничное соотношение этих начал определяет, в основе, здоровье человека, его состояния, работу внутренних органов и ума. Для достижения этого равновесия главным условием является понимание "золотой середины". Поэтому здоровья, с точки зрения восточной медицины, рассматривается как равновесие трех жизненных начал - Ветра, Слизи и Желчи ( в аюрведе это Вата, Капха и Пита).
На состояние гармонии в организме человека влияют внешние и внутренние факторы. Тибетская медицина, основываясь на философии буддизма, большое значение придает внутреннему состоянию ума, способности любить и сострадать (не жалеть, в нашем обычном понимании эмоций, а именно сострадать, т.е. душевно сопереживать, понимать и безусловно поддерживать с любовью каждое живое существо), умению радоваться и контролировать эмоции.
К развитию болезней, с точки зрения тибетской медицины, человека приводят три яда души: неведение, страсть и гнев.
ЖИЗНЕННЫЕ НАЧАЛА ЧЕЛОВЕКА
Согласно теории пяти первоэлементов, жизненная сила в её бесчисленных проявлениях, рождается и умирает благодаря взаимодействию 5 элементов: огня, земли, эфира, воды и дерева. Основные элементы - эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле как три фундаментальных жизненных начала, известных в аюрведе как тридоша.
- Из эфира и воздуха появляется телесный воздух, называемый в Тибете Ветер (тиб. рЛунг, санскр. Вата Доша).
- Огонь вместе с водой проявляются в теле как субстанция, именуемая в Тибете Желчью (тиб. мкхРис, санскр. Пита Доша).
- Земля с водой представлены как Слизь (тиб. бадкан, санскр. Капха Доша).
Эти три жизненные начала - Ветер, Желчь и Слизь - ответственны за все биологические, психологические и физиологические функции тела, ума и сознания (психики). Они действуют и как основная составляющая часть организма, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон.
Они отвечают:
- за естественные потребности;
- за индивидуальные склонности к пище, её вкусу, температуре;
- за развитие, поддержание и распад тканей тела;
- за удаление продуктов распада из тела;
- за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности;
- за высший уровень человеческих эмоций - понимание, сочувствие и любовь.
Таким образом, три жизненных начала - это основа психосоматического существования человека. Когда эти элементы разбалансированы, тогда возникают паталогические процессы.
Продолжение статьи в разработке... Следите за публикацией...
Комментариев нет:
Отправить комментарий