Fundamentals of Tibetan Medicine
Editors Dr. Lobsang Tsultrim Tsona, Dr. Tensin Dakpa
Publishing House Men-Tsee-Khang
Tibetan Medical & Astrological Institute of HH Dalai Lama
2001
© Елена Петрушенко, перевод с английского. 2007.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, редактирование, дизайн. 2007.
© Международный Институт Ноосферы. Дмитрий Рязанов, редактирование, дизайн. 2007.
Содержание
Рождение, старость, болезнь и смерть в представлении циклического существования - неотъемлемая часть нашей жизни. Однако, человечество всегда искало и изобретало теории, для объяснения причин болезни и развивало различные методы для ее предотвращения, облегчения, и лечения. В соответствии с культурным наследием разных цивилизаций, интерпретации здоровья и болезни отличаются в разных обществах.
Ранние люди приписывали болезнь злонамеренному влиянию враждебных сущностей (призраки, дьяволы, и т.д.), волшебству, колдовству. Древние евреи расценивали болезнь как выражение гнева бога; китайцы рассматривали болезнь как проявление дисгармонии между двумя силами противопоставления Инь и Янь или пяти элементов; индийские аювердисты полагали болезнь результатом неправильной пропорции Tridoshas из Vayu, Pitta и Kapha; а древние греки приписывали причины болезни несоответствию мокроты, черной желчи, желтой желчи и крови.
Понимание здоровья и болезни в Тибетском обществе базируется на системе заживления известной как sSoba Rig-pa или Наука Заживления. Первоначально это учение приписывается Будде, который, как говорят, преподал основы этой традиции в Медицине Будды (Skt: Bhaishajya Guru; Тиб: Sangs-rgyas sman-bla). Существенные аспекты этого учения затронуты широко в rGyud-bZhi или Четырех Тантрах.
История тибетской медицины
Тибетская медицина - одна из самых старых из известных медицинских традиций в мире.
Она является неотъемлемой частью тибетской культуры и развивалась в течение многих столетий. Вероятно, тибетская медицина так же стара , как сама цивилизация.
Так как и пропитание и выживание человека всегда зависело от природы, стремление к здоровью и накопленный опыт привели нас к инстинктивному пониманию, что некоторые средства от обычных болезней можно получить из естественных источников. Например, отжатый ячмень от тибетского вина (chang) применяется для лечения воспалений, горячая вода - от расстройства желудка ,а топленое масло -от кровотечения: - это несколько примеров лечения , которые явились результатом практического опыта и постепенно сформировали основу искусства заживления в Тибете.
В добуддийскую эру , Тибет имел религиозное и культурное влияние местной традиции Бон. Есть некоторые свидетельства , дающие основания предположить, что какие-то медицинские практики существовали еще тогда. Хотя влияние этих практик на развитие тибетской медицинской традиции неочевидно.
Будда Шаки Муни (625-544 до н.э)
Исторический Будда преподал учение о медицине Вималаготра (Тиб: .Dri-.med .Rigs; .Рус: Безупречное Происхождение) одновременно с первым вращением колеса Дхармы в Сарнахе в Четырех Благородных Истинах. Во время обучения на Jagoe Phungpo'i Ri (Пик Стервятника), Будда преподавал текст gso-dpyad'bum-pa (сто тысяч стихов заживления). Он также учил gCer-mthong Rig-pa'i rGyud (Тантра Безупречного Видения) Авалокитешваре, Браме, Шарипутре и другим ученикам махаяны в Рощах Бета. Существует предположение, что Сто тысяч стихов заживления, и Тантра безупречного видения - два названия одного и того же текста. Во время третьего вращения колеса, Будда преподал gSer-'od dam-pa'i mdo (высшая золотая сутра лучей), который содержит главу "Nad-thams .cad zhi-.bar byed-pa'i rGyud" (пути полного излечения болезней). Будда также разъяснил Gawo mNgal .Jug gi в mdo (сутра входа в лоно), VI том. Хотя Vinaya Sastra (тиб: 'dul-ba .lung) является учением о моральных принципах, там также изложены и медицинские положения. В нем , Будда преподал сангхасам (монашеским общинам), как справиться с различными дисфункциями , с которыми они сталкиваются в течение трехмесячного летнего поста. Это - одно из трех основных предписаний для монахов, оставленных Буддой Шаки Муни.
Лха Тасориа Ньянтсан (348-468 г. нашей эры.)
Индийские врачи Биджи Гэйдж и Билха Гэйджа родились в rNga-Chenpo у короля Ваджразана (BodhGaya), и его двух жен, одна из них была дочерью изготовителя барабанов, другая - дочь изготовителя колоколов. Матери принесли в жертву десять барабанов и десять колоколов к Махабодхе, Ступе Ваджразаны и просили о том , чтобы их дети прославились ,принося пользу людям.
Когда мальчик и девочка выросли, они просили родителей благословить их на изучение Науки о Заживлении. После получения разрешения, они направились в Таксилла в Пакистане и учились медицине у великого врача Атрея. Впоследствии они путешествовали по Индии и также посетили Китай, Непал и Восточный Туркестан (который находится теперь в Китае и называется Ксхиньянская Автономная Область), они также учились у другого великого врача Камары Дживаки, в Магадхе.
Когда они были в Вайрасане , Ария Тара предсказал им ,что они будут пропагандировать медицину в Тибете. В годы правления 28-ого Короля, Лхы Тасоы Риы Ньянтсена, Биджи Гэйдж и Билха Гэйджа действительно посетили Тибет. Король пригласил их во дворец Юмбу Лакхар, услышав о чудесах врачевания, которые они совершали в Тибете. Король просил их остаться преподавать и практиковать медицину, а также выдал свою дочь Иидкий Ролше замуж за Биджи Гэйджу. Люди верят, что Биджи Гэйдж и Билха Гэйджа еще живут в сандаловом лесу , они обрели бессмертие в результате применения своих лекарств.
Дунг джи Сортчог (даты неизвестны)
Сын Биджи Гэйдж и Иидкий Ролшы стал первым известным врачом в династии Юсог. Дунг джи Сортчог жил в 4-ом столетии. Искусство чтения пульса, фармакологии, кровопускания, перевязки и обработки ран он постиг от своего отца еще в раннем возрасте. Он стал выдающимся в своей области и был личным врачом своего дедушки, Короля Лхе Тасорие Ньянтсену и Trinyan Zungtsan. Он был одним из наиболее передовых врачей в Тибете, известный Ютог Ионтен Гонпо, является его потомком. Его сыновья успешно продолжали династию и служили личными врачами своим королям в течение четырех поколений.
Король Сонгтсен Гампо (617-650 г. н. э.)
В годы правления 33-его короля, Сонгтсена Гампо, в Тибет были приглашены выдающиеся врачи из Индии (Бхардвадж), Китая ( Хан Ванг Ханг Де) и Персияи (Галенос) для передачи опыта тибетским врачам. Каждый из этих врачей написал трактат (3),эти трактаты в последствии вошли в текст Mijigpe-Tsoncha (бесстрашное оружие), который содержит семь томов. Этот труд был преподнесен королю. Индийский и китайский врачи возвратились в свои страны, а Галенос (4) остался в Тибет, чтобы практиковать и преподавать, и написал несколько трудов по медицине. Кроме того, китайская жена короля Сонгтсена Гампо, Конг-Джо доставила с собой из Китая медицинский трактат (5), который был переведен на тибетский Хастанг Маха Дева и Дхарма Коша.
Трисонг Дойтсен (718-785 нашей эры)
В 8-ом столетии, король Трисонг Дойтсен организовал первую известную в истории медицинскую конференцию и пригласил на нее великих врачей того времени в Самие в Тибет. В конференции принимали участие выдающиеся врачи из Индии, Китая, Персии, Восточного Туркестана, Непала (6). Ютог Ионтен Гонпо старший представлял Тибет. Конференция продолжалась в течение нескольких дней, делегаты обсуждали и сравнивали теории и методы различных медицинских систем.
Ютог Ионтен Гонпо старший (708-833 нашей эры)
Ютог Ионтен Гонпо родился 25-ого июня в Тоелунг Кийна в семье Ютога Хюнгпоу Дорджа и Гьяпе Чоекайе Долме. Продолжая династию врачей, он учился у своего отца и начал заниматься основными элементами медицинской науки в раннем возрасте. Для проверки его знаний когда ему было всего десять лет , король .Me Агтсом устраивал для него для дебаты со знаменитым тибетским врачом Дрангти Гьялнай Харфугом и многими другими. Ютог одержал победу и стал лучшим среди девяти выдающихся врачей Тибета. Его глубокие знания , проявленные в беседах с учеными Шанти Гархва из Индии и Тонгсам Гангва из Китая, снискали уважение среди врачейй, и благодаря этому он приобрел репутацию истинного проводника медицины Будды.
Ютог Ионтен Гонпо был личным врачом тибетских королей. Me Агтсома и Трисонга Дойтсена. Он несколько раз посещал Индию, для обучения у выдающихся врачей, а также путешествовал в Китай. (7) Он основал первый медицинский институт Тибета " Tanadug" в 763 году н.э. на юге в месте Конгпо Манлунг, которого сейчас не существует. Он посвятил всю свою жизнь распространению и продвижению тибетской медицинской науки. (8)
Ланг Дарма (863-906 г.н.э.)
В 896 нашей эры, король Три Ралпа Чен (866-896 н. э.) был убит, и его старший брат Ланг Дарма был возведен на престол. Из-за плохого управления правительством Ланга Дармы, Тибет был раздроблен и втянут в гражданскую войну. Буддизм был полностью уничтожен в центральных частях Тибета, но сохранился в дальних восточных и западных частях. Следующие 364 года Тибета был децентрализован и ослаблен.
Ринкэн Сангпо (958-1056 г.н.э.)
Позднее, большой вклад для развития Буддизма внес Ринкэн Сангпо , он приложил огромные усилия для восстановления буддизма и тибетской медицины. Он ездил в Кашмир и изучал такие медицинские течения как Аштанга Самхита (Тиб: Yan-.lag brGyad-pa'i sNying-.po bsdus-.pa; Рус: конденсация восьми ветвей сущностей) и его комментария, Dhaser (Лунный свет) и ветеринарный текст Shali Hotra у великого Пандита Чандра-Ананды, труды которого он позже он перевел на тибетский. Его труд способствовал развитию как буддизма ,так и медицины на Тибете.
Ютог Ионтен Гонпо младший (1126-1202 г.н.э.)
Ютог Ионтен Гонпо младший был 13-ым в династии Ютог Ионтен Гонпо старшего. Родился в Гоши Куеханг в семье Ютога Хюнгпоя Дорджиа и Падме Оден, он начал изучать медицину в возрасте восьми лет. В десять, он изучил полностью rGyud-bZhi под руководством Рогтона Кончока Кьяба, в возрасте восемнадцати лет он посетил Индию шесть раз , учился у Дакини Полдена Тренгвы и мудреца Караки.
По его возвращении в Тибет, Ютог Ионтен Гонпо посвятил свою жизнь практике медицины во благо всех разумных существ. Он написал Serchen (Золотые свитки), Zongchen (Свитки процветания), cha-.lag bco-brGyad (Восемнадцать Дополнительных Работ), и Nyingpo Duspa (Уплотнение Сущностей) и комментарии его теоретических работ под именем Thongway Melong. Он передал свое полное знание своему лучшему ученику Йеше Сунг. Из его многих учеников, триста известны по сей день (9).
Джангпа Намгьял Драгсанг (1295-1376 г.н.э.)
Джангпа Намгьял Драгсанг был седьмым в династии короля Se'u Миньяг. Он был награжден званием Ринпоче Тхамка королем Гонгма-Сркэном. Он родился в семье Гуйгинг Хчодрак Палсанг и Бумкьонг Гуалмо, дочери Сити Чорина, в Нгам-ринге. В возрасте десяти лет, он изучил Сутру Тантра и медицину под руководством Панкэна Нагджиа Ринкэна и Бодонга Чогла Намгьяла. Он написал много книг по философии буддизма, различным ремеслам и астрологии и одиннадцать книг по медицине. Он - один из двух известных основателей традиции Джангпы тибетской медицины. Ми-и Ньима Тхонг-ва Донден был одним из его лучших учеников.
Зерхар Ньямний Дорджи (1439-1476 н. э.)
Зерхар Ньямний Дорджи родился в семье Риджина Фундсока и дочери Канкиена Ташиа Намгьяла в год Черной Овцы. Он учился философии Будды и медицине у многих известных ученых, а в возрасте 16 лет он написал Manngag-Jewa-Ringsel (Комментарии о Сути Реликвии в крорах) и многие другие трактаты. Он был основателем традиции тибетской медицины Зурлунг(10). Позже, его внук Зерхар Лодо Гуалпо написал комментарий относительно rGyid-bZhi под названием Mepoi Zallung (Устные инструкции моих предков).
Регент Сангай Гьятсо (1653-1705)
Родителями Сангай Гьятсо были Асуг и Бутхи Гуалмо, он родился в году Водяной Змеи. Он начал занятия в возрасте пяти лет и когда ему было восемь, он знал Сутры и Тантры Великого Пятого Далай-ламы. Он учился Астрологии и грамматике у Дарпо Лотса, Yangchar (Восхождение Гласных, Астрология) у Лаго Дакэна Нгага ги Вангпо, и медицине у Джангпы Лхандинга Намгьяла Дорджиа, и он стал экспертом во всех этих областях.
Сангай Гьятсо был назначен регентом к великому Пятому Далай-ламе (1617-1682). Во время его 26-летнего пребывания на этом посту, был восстановлен и расширился до его нынешнего размера Дворец Потала, и также была построена золотая ступа великого Пятого Далай-ламы. Под его руководством были выпущены семьдесят девять медицинских thangkas, текст rGyud-bZhi был отредактирован и издан, и в1696, в году Огненной Мыши , в Лхасе был основан Чанпонский Медицинский колледж. Сангай Гьятсо написал много книг по астрологии, среди них Vaidurya-Karpo (Белый Берилл), и по медицине, включая Vaidurya sNgon-po (Синий берилл), самый популярный комментарий к rGyud-bZhi.
Деумар Джеш Тензин Фунтсок (1725-?)
Деумар Джеш Тензин Фунтсок был рожден Дорджиу Таши и Лхада в Сергее, Годжхо. Когда он был маленьким, его родители отдали его в монастырь Зикар. Он изучал медицину , астрономию и т.д. под руководством Карма Тенпхеля и Кунга Тензина. Чтобы написать полную и всеобъемлещую книгу по лекарственным веществам, он объездил весь Тибет и соседние страны, что в ряде случаев было очень непросто. Позже он написал много книг, включая .Drimed .Shelgong и .Drimed .Shelthreng (Чистый кристалл пирамиды и чистый кристалл четок). До наших дней тибетские врачи полагают эти книги лучшими и используют их в своей ежедневной практике.
Конгтрал Ионтен Гьятсо (1813-1900)
Конгтрал Ионтен Гьятсо родился в семье Кхуингпо Лама Юнгдранг Тензин и Таши Тсо в Пема Лхатсе, Кхам. Он изучал медицину под руководством Кармы Тсеванга Рабтен выучил rGyud-bZhi. Он практиковал медицину всю жизнь, посвятив себя служению всем разумным существам. Когда ему было восемьдесят, он написал книгу, под названием .Zintig .Chedue Dutsi Thigpa ( Основы сбора и смеси концентрированных капель нектара) основанную на опыте его многолетней практики.
Преподобный Хиенраб Норбу (1883-1962)
Хиенраб Норбу родился у Астролога Нгоо-че и Йангчен в году Водяной Овцы в Тсетаге на юге Тибета. Он был принят в монастырь Нгачое и зарекомендовал там себя как усердный, умный, сострадательный и скромный послушник. В результате, он был отобран из многих молодых монахов кандидатом для изучения медицины в Чагпори Медицинском колледже в Лхасе. Там преподавал доктор Нгоанг Чоден. Хиенраб Норбу прошел весь курс в относительно короткое время.
Для сохранения и развития Тибетской медицины, Великий Тринадцатый Далай Лама (1876-1933) в 1897 назначил Теханга Джампу Табванга и Джабага Дамчоа Полдена его личным старшим и младшим врачами соответственно и распорядился, чтобы они преподавали лучшим студентам. Хиенраб Норбу, Тенпа Ярфэль и Тсултрим Ньяндраг были выбраны от Чагпори Медицинского колледжа, чтобы учиться при старшем враче, и они изучали rGyud-bZhi и различные комментарии к нему ,например Vaidurya sNgon-.po (Голубой Ляпис - лазурь). Хиенраб Норбу также изучал медицину, астрологию, поэзию и грамматику (11). Его назвали Yangchen rgyas pai Lodoe (12) в качестве признания его упорной работы. Когда ему было 29, в году Железной Собаки (1912), он возглавил Медицинскую Клинику в Монастыре Дрепунг - одном из самых больших монастырей в Тибете, расположенном близко к Лхасе - чтобы поддерживать здоровье монахов. Тогда он начал писать книги и проводить исследования в области Тибетской Медицины.
Великий Тринадцатый Далай Лама, в году Огненного Дракона (1916), назначил Хиенраб Норбу директором как Чагпори Медицинского колледжа, так и Мен-Тси-Кханг(Тибетский Медицинский и Астрологический Институт). В 1918 он был назначен на пост Младшего Врача к Его Святейшеству Далай Ламе. Он посвятил всю свою жизнь для продвижения тибетской культуры, особенно медицины и астрология. Он написал и перевел много книг, в том числе описания к иллюстрации Корня Тантр (Тиб: gsorig-rgya-tso-nyingpo; рус: Сущность Безграничного принципа медицинского заживления); книгу о лечебных растениях (тиб: Ngotsar-sergyi-nyema; рус: Восхитительные Золотые Волосы); книги по использованиям лекарств (тиб: man-byor-nuspa-phyogdus; русский: Эффективные Лекарства; и тиб; Duetsi-'bumsang; рус: Сто тысяч животворящих нектаров) и книга по астрологии (тиб: Rigden-nyingthing; rus:Благотворное знание сердечных средств). Некоторые из ныне живущих выдающихся врачей, например, старший и младший личные врачи Его Святейшества XIV Далай Ламы, Тензин Чоедак и Лобсанг Уонгьял соответственно, бывший личный врач Его Святейшества XIV Далай Ламы Еши Дхонден, и бывший директор Мен-Тси-Кхангa в Лхасе Тхинлей были его учениками. Он умер в возрасте восьмидесяти лет в Году Водного Тигра, 1962.
Йангчен Лхамо , Тибетская женщина - врач (1907-?)
Йангчен Лхамо родилась в семье Джетрунг Джедрунг, ламы института монастыря Янгона Ривоче и Тсултрим в первый день первого тибетского месяца в году огненной овцы. Она изучала с отцом поэзию, грамматику и тибетскую медицину. Она также изучала лечение глазных болезней под руководством директора института Мен-Тси-Кханг в Лхасе преподобного Хиенраб Норбу.
В 1948, Йангчен Лхамо пригласили осмотреть короля Бутана Джигме Вангчуг. Она успешно удалила катаракту с обоих его глаз. Кроме успешного лечения , она также предоставляла убежище для пациентов, прибывших издалека. С 1951 она успешно излечила сотни пациентов от катаракты.
Она усердно трудилась для восстановления практики педиатрии и гинекологии и написала книгу, основанную на ее опыте в этих областях. Она была известна как Дакини Йангха (Космический ангел). Ее достижения в вышеупомянутых областях действительно достойны похвалы.
Темный период в тибетской истории
Китай вторгся в Тибет с востока в 1949. 10-ого марта 1959 китайцы безжалостно подавили мирные демонстрации в Лхасе огнем артиллерии и бомбардировкой. Его Святость XIV Далай Лама, сопровождаемый тысячами жителей Тибета скрылись в изгнании в Индии.
В течение культурной революции (1966-1976) китайцы разрушили более 6000 монастырей, уничтожили статуи, сожгли книги по религии, астрологии и медицины, истребили леса и причинили невосполнимый ущерб флоре и фауне. Как прямое последствие китайских репрессий более 1.2 миллиона жителей Тибета умерли.
Мен-Тси-Кханг в изгнании.
Китайцы всеми возможными способами истребляют тибетскую культуру, стараются подавить самобытность тибетского народа. Чтобы сохранить и пропагандировать богатую традициями тибетскую культуру, под эгидой Его Святейшества XIV Далай Ламы, многие институты, монастыри и школы были восстановлены в Индии. Мен-Тси-Кханг (Институт тибетской Медицины и Астрологии) был открыт 23 марта 1961, доктора Еши Дхонден и Лодо Гьятсо возглавили Медицинский и Астрологический отделения, соответственно.
Вначале Мен-Тси- Кханг испытывал недостаток в средствах, оборудовании персонале, был расположен в единственной комнате на верхнем этаже ветхого строения в Мслеод Ганж,в Дхарамсале, в Химачал-Прадеше. Мслеод Ганж - небольшое поселение, известное, как "Маленькая Лхаса", расположенное у подножия гор Дхауладхар на отметке 1768 метров выше уровня моря. Главный офис существующего института в Дхарамсале курирует более 40 клиник в Индии, Непале и за границей.
С начала работы в изгнании, Мен-Тси-Кханг существенно расширился , были созданы отделения Фармацевтики, Научных исследований, Издательский отдел, а так же Колледж для обучения докторов и астрологов. Отделение астрологии выпускает различные альманахи, календари, амулеты и индивидуальные гороскопы. Также производит работы по определению совместимости брака, карты ежегодных изменений, диаграммы смерти, определение даты и времени для различных религиозных церемоний , выбор времени для изготовления традиционных лекарств. Кроме того, Мен-Тси-Кханг -Экспорт распространяет продукцию Мен-Тси-Кханг по всему миру, офис работает в Нью-Дели. Большая часть лекарств, произведенных Фармацевтическим Отделом поступает в Индию и за границу. Сегодня число служащих инстита более 350. Популярность Тибетской медицины растет, доктора и астрологи Мен-Тси-Кханг регулярно посещают Европу, Канаду, США, Россию, Японию и многие места в Индии для конференций, семинаров, консультаций и выставок.
rGyud-bZhi - Четыре Тантры
Полное название этой работы на санскрите - "Amtra Hrdya Anga Asta Guhya Upadesa Tantra" (13). Тибетское название: "bdug-rtsi-snying-po-yan-lag-brgyad-pa-gsang-ba-man-ngag-gi-rguid" (14). По-русски это pdexbn как "Наиболее существенные тайные толкования восьми ветвей божественной тантрической сущности ".
Рис 1. rGyud-bZhi - Четыре Тантры
Считается, что оригинал санскритской версия rGyud-bZhi был вероятно написан в четвертом столетии н. э. (15) и был переведен на тибетский Вайрочавой и Пандитом Чандрейдвой. Тогда же они передали rGyud-bZhi королю Трайзонгу Деутсену (730-786 н.э.) и королевскому врачу, Ютогу Ионтану Гонпо старшему (708-833 н.э.) (16).
Наиболее вероятно, что после известной международной медицинской конференции в Самие, Тибете, Ютог разработал лучшую из известных тогда медицинских систем и переписал rGyud-bZhi. (17) Этот текст был финально отредактирован его самым известным потомком, Ютогом Ионтеном Гонпо младшим (1126-1202) ,в этой версии и существует до сих пор.
Рис 2. rGyud-bZhi - Четыре Тантры
Vaidurya sNgon-.po - самый популярный комментарий rGyud-bZhi, написанный Деси Сангье Гьятсо в 17-ом столетии н.э.
rGyud-bZhi был написан в форме вопроса-и-ответа между Риши, мастером .Rig-pa'i-Ye-she и его учеником .Rishi .Yidlas-Kye, оба проповедовали Медицину Будды. (18). Работа разделена на четыре независимых текста, содержащих 156 глав с 5900 стихами. Описаны следующие восемь отраслей(19) медицины:
- Lus - Тело (включая эмбриологию, анатомию, физиологию, фармакологию, и т.д)
- Byis-pa - Педиатрия
- Mo-nad - Гинекология
- gDon - Расстройства, вызванные злыми духами
- mTshon - Травмотология
- Dug - Токсикология
- rgas - Регенерация
- Ro-tsa - Возбуждающие средства
Вышеупомянутые восемь отраслей рассматриваются попеременно в первой, второй и четвертой Тантрах, тогда как третья Тантра (Наиболее существенная Тантра) рассматривает более систематический подход, семьдесят глав по .lus; по три главы по Byis-.pa, Mo-nad и .Dug;по пять глав по gDon и mtshon; одна глава по rgas-.pa; и две главы по Ro-tsa. Всего же 92 главы.
Благодаря бережной передаче учения из поколения в поколение,
текст rGyud-bZhi и его комментариев сохранился в прежнем виде
до наших дней. Современные Тибетские врачи исполнены благодарности
за возможность быть проводниками этого многогранного учения,
основными направлениями которого являются этиология болезни,
системы диагностики и терапия, обсуждаемые в этой книге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий